Это очень особенный фильм про войну, как психоанализ отдельных воспоминаний, который помогает создать большую картину человеческой личности.
У саперов война особенная, они воюют так, как работают пожарные, сантехники, и многие другие служащие, с 8 до 17, с перерывом на обед, и иногда сверхурочно. Это нарушает представления о войне, как о тотальном, полностью поглощающем действии. В фильме показана война с 8 до 17, с завтраком, душем, и вечерним отдыхом после смены. 

Если смотреть на этот фильм как на фильм об иракской войне, тогда это 100% патриотическая агитка, и Оскар в данном случае – политическое решение. Но если не думать или не знать, что это фильм об американцах в Ираке, то идея фильма приобретает другое содержание. 

В первом же кадре авторы фильма ставят зрителю четкую установку, эпиграф "Война – это наркотик". Весь фильм я мучился, потому что то, что  я видел, не укладывалось в эпиграф. Солдаты говорили одно, а делали совершенно другое, и их действия были непохожи на действия наркоманов. Я не увидел неосознанных действий, подчиненных наркотической страсти рисковать, лишенной смысла. 

Весь фильм меня не покидало ощущение, что я вижу историю оправдания. Историю оправдания войны. Войну нельзя оправдать в обществе, война – это общественное зло, но ее может для себя лично оправдать отдельный человек. Он становится один, сильный, ловкий, обладающий интеллектом, против всего лишенного смысла и цели движения, против хаоса, созданного другими. 

Это война ни с кем, ни за что, это война с хаосом. В мире, где исчезли границы добра и зла, приходит кто-то, кто эти границы восстанавливает. Он помогает слабым, он хоронит мертвых, отдавая им последние почести, он защищает живых.
Этот фильм – попытка найти смысл там где его нет. Найти смысл, и верить – все это очень важно, чтобы продолжать воевать.

Advertisements