В блоге Алексея Турчина возникла интересная дискуссия об объективном и субъективном восприятии. Александр Шульгин очень интересно описал свой личный опыт:

… Музыку я слышу. У меня в голове возникает музыка готовая. Не в форме отрывков или части партий , а так ,как если бы Вы слушали музыку сидя в Большом Зале консерватории. Свои новые произведения я слышу ужу в форме оркестровых исполнений . При чем я слышу это к тому же еще и странно по времени. Скажем я слышу полное произведение которое может звучать 30 минут , слышу его минут за 5 а то и меньше. причем нет никаких ускоренных воспроизведений ,все идет как бы в реальном времени но не в реальном … … Так идеально ,как я слышу музыку в своей голове,так никогда и никто не сможет записать в студии или исполнить на сцене. В голове звучит абсолютный идеал. Сколько было расстройств ,когда ты понимаешь,что при всем великолепном исполнительском и техническом мастерстве,то что получилось .не то , далеко от того идеала,который ты сочинил. Так что ожидаю некие новшества,которые помогут композитору передавать музыку ту как он слышит напрямую к слушателям…

Если музыкой считать объективное физическое явление, то есть некие звуковые колебания, то все, что описано Шульгиным, не относится к музыке. Это субъективные представления о музыке, лишенные значительной части ее объективных, не зависящих от личного восприятия, качеств. Назовем то, что мы слышим “в голове” суб-музыкой.

Чем же она отличается от обычной музыки? Во-первых, нет звуковых колебаний. Во-вторых, нет восприятия этой музыки органами чувств, то есть ухо слышащего суб-музыку (музыку “в голове”) не работает. В-третьих, если не работает ухо, значит не работает часть нервной системы, котороя преобразовывает звук в активность нейронов, именно здесь теряется оценка качества исполнения, так как отделы мозга, которые оценивают качество исполнения настоящей музыки (воспринимаемой ухом как звуковые колебания) не работают, и суб-музыка, без такой оценки, становиться идеальной. О чем и говорит Шульгин. 

Суб-музыка не только идеальна в качестве исполнения, она еще и звучит вне объективной оценки времени. Полноценные 30 минут “звучания” суб-музыки воспринимаются в течение всего лишь 5 реальных объективных минут. Опять же, это происходит, поскольку суб-музыка не имеет в себе объективной природы звуковых колебаний, она существует в мозге в качестве субъективного внутреннего опыта и подчиняясь законам мозга (а не окружающей среды), звучит одновременно. То есть предположим что мозг разделяет 30 минут суб-музыки на 6 частей и все 6 частей (по 5 минут) проигрываются параллельно и одновременно, без ущерба для общего впечатления. Если мозг может так делать (разделять музыку на части и одновременно проигрывать их), то он так и делает. 

Может ли другой человек услышать чужую суб-музыку?

Я задал себе этот вопрос и поспешил ответить – нет. Способность человека слышать суб-музыку (музыку “в голове”) сформирована индивидуальными особенностями строения уха, строения отделов мозга, обрабатывающих звуки, и общими генетическими особенностями. Каждый уникален со своим собственным мозгом и каждый слышит свою собственную субъективную музыку “в голове”. Но если сформулирована такая проблема, то ведь можно и поискать ее предполагаемое решение, в природе нет ничего невозможного.

Как можно решить проблему “как другим услышать чужую суб-музыку” с помощью идеи переноса сознания?

Как можно услышать чужую суб-музыку? Возможно, проблему можно решить, если научиться управлять отделами мозга. Конечно не физически оперировать мозг и переставлять друг другу части мозга, а виртуально управлять. Если предположить, что можно научиться изолировать, то есть временно отключать, отделы мозга, которые воспроизводят собственную суб-музыку у каждого человека, и удаленно подключать к мозгу, например, отделы слуха  из мозга Шульгина, то каждый человек сможет услышать суб-музыку Шульгина, такую, какой ее слышит он сам (конечно с некоторыми искажениями на уровне общего восприятия, так как остальной мозг остается все же Ваш собственный и он вносит в восприятие звучания суб-музыки Шульгина свои субъективные поправки).

Возможно, это будет что-то вроде радио, которое транслируется из мозга одного человека напрямую, минуя звуковые колебания, в мозг любого количества других людей. Хотя это будет более сложный процесс, фактически каждый, кто подключится, на время подкючения будет слышать и интерпретировать звуки так, как их слышит удаленный владелец слуховой коры, потому что своя собственная кора будет отключена. Решит ли такое удаленное подключение проблему доступности к восприятию чужой суб-музыки? Я не знаю. Любое предположение должно воплощаться практически и проверяться экспериментально, и когда будет накоплен хотя бы небольшой опыт таких удаленных подключений, можно будет частично ответить на этот вопрос. 

Вообще, суб-музыка это только частный пример общего принципа по взаимодействию с внутренним, субъективным восприятием. Любое ощущение, восприятие, которое уже передано в мозг от органов чувств (зрение, запах, вкус, прикосновение, положение в пространстве и тд) и обработано мозгом по своим законам, становится личным, внутренним, недостижимым для других. Но недостижимым временно, на текущем этапе развития наших знаний о мозге. Если наши знания будут развиваться, то возможно, что мы будем способны виртуально транслировать (переносить) не только “музыку в голове”, но и всю голову, то есть все человеческое сознание. 

Advertisements