Кроль умер, да здравствует король! Кристофер Нолан, по-моему мнению лучший молодой режиссер 00-ых, автор и создатель фильма “Начало”, выдохся и своим последним фильмом фактически заявил о конце этапа своей карьеры. С 2010 года Нолан фактически освободил место короля кино.

Вот что я писал о Нолане почти год назад:

… Безусловно, что Нолан давно уже не новичок, это сложившийся мастер, профессионал, но привлекает в нем не потрясающие знания и владение своим мастерством, а неисчезающий  творческий вызов, как у дебютанта, как у ребенка, желание исследовать новые территории, потрогать все своими руками. Нолан не удовлетворяется успехом, он продолжает свои рискованные эксперименты со зрителем, свои поиски новой, свежей интересной ТЕМЫ каждым своим новым фильмом. Каждым. Это удается немногим…

Что же происходит с моим кумиром сейчас? Если фильм “Темный рыцарь” я еще мог назвать маленькой творческой неудачей, и ждать возвращения настоящего Нолана, то “Начало” – это уже признак творческого тупика, это четкая указка на перемены. Что же происходит с Ноланом? Куда подевался его творческий потенциал, где вызов обыденности и стандартности? С Ноланом происходит самая простая вещь на свете – его Творческий потенциал превращается в коммерческий. И “Темный рыцарь” и “Начало” – сверхуспешные кассовые картины. Публику не обманешь, это фильмы зрелищные, динамичные, с интересными сюжетными идеями и необычными образами героев. Эти фильмы выделяются из общего потока голливудских боевиков в лучшую сторону. 

Последние фильмы Нолана говорят о том, что классическое образование обязательно, и весь тот шик, с которым сделан и “Темный рыцарь” и “Начало” приятно радует. Нолан в совершенстве владеет искусством кино, то как он создает образы героев, как он строит сюжет, как находит оригинальное решение для каждой сцены – все это живая классика кинематографа, по Нолану нужно учиться молодым кинематографистам. Из молодого дебютанта на наших глазах Нолан превратился в классика и метра.

Почему же я набрасываюсь на него с критикой. Потому что ОН был лучшим. По моему мнению, он главный автор и режиссер 00-ых, он обладает уникальным талантом, он способен на большее, он является примером для подражания – и поэтому с него нужно спрашивать по максимуму. Чем выше Нолан поднимал планку своего потенциала, тем интереснее было ожидание его следующей идеи. А что он нам предлагает своими последними работами? Кроме совершенной формы я в последних фильмах Нолана не вижу главного. Нет содержания. Есть только аттракционы, которые стали более изощренными. 

Сравнивать “Пресиж”, крайний, не считая Бетмена, проект Нолана, и его новый проект – “Начало” – вообще не имеет смысла. В фильме “Начало” есть цирк, но нет силы духа и мужества циркачей, есть движение, но нет убедительных мотивов и направления. Промышленный шпионаж, обычная охота за доли корпораций на рынке, неправдоподобные переживания по поводу семьи и смерти родных. Это штампы, но это не эксперимент, это не вызов, это не творчество. Нолан постепенно уходит от поиска ТЕМЫ, его идеи скатываются в элементарный цирк и парк развлечений. Да смотреть на чудеса восприятия гравитации и ощущение невесомости во сне конечно удивительно, но кино обладает гораздо большим потенциалом чем только удивлять зрителя. Даже эмоциональный фон, который способен заменить внутреннее содержание, так как эмоции сами по себе могут быть содержанием, но даже эмоции в фильме “Начало” не работают. Я ни разу не словил себя на мысли, что эта история, эти герои как-то мне близки. Ведь выбранная Ноланом благодатная тема сна может перевернуть восприятие любого человека, и может произвести такое сильное впечатление, что зритель сам уже начнет дрожать и бояться, потому что подумает, что спит, и все это происходит не в кино, а в его сне. Ничего такого я не почувствовал, хотя не могу сказать, что я когда-то жаловался на воображение. Бешенный ритм, динамичный монтаж аттракционов, постоянное нагнетание напряжения конечно увлекают, но на выходе из кинотеатра появляется то знакомое чувство – я не помню о чем фильм! Нет потрясения и озарения, есть пустота, как после заштампованного голливудского боевика. Чтобы было проще понять о чем я говорю, сравните “Остров проклятых” Скорсезе, и “Начало” Нолана, примечательно, что в обоих фильмах главную роль играет ДиКаприо. По моему мнению старик Скорсезе обставил молодого да прыткого Нолана по всем статьям, по интриге, по эмоциям, по содержанию и по финальному потрясающему моменту озарения, которого у Нолана нет вовсе. Весь этот блеск “Начала” – это нищета “Начала”.  

Нолан из интеллектуального экспериментатора середины 00-ых превратился в коммерческого режиссера, каких в Голливуде много. И это печально. Но если король умер, то да здравствует король! Будем ждать новых молодых талантов, которые расшевелят наши уставшие от голливудских стереотипов мозги.  

Advertisements