В качестве эпиграфа: Я писал этот текст сегодня целый день, с несколькими перерывами. С детства был помешан на вопросах судьбы, смысла жизни, экзистенциализме.

Смертельная сила счастья.

Вступление. На днях посмотрел два достаточно разных фильма с одинаковой темой. Тема влияния потери близких на жизнь человека, на его отношение к своей собственной жизни. Фильмы для многих покажутся скучными и неинтересными, но я после впечатления от просмотра сразу двух этих картин пребываю в некоторой эйфории. В фильмах созданы необыкновенно живые и реалистичные образы героев, с настоящими характерами, с глубоким внтуренним содержанием и полноценной моделью поведения. Это так нехарактерно для американского кино, что само по себе приводит меня в вострог. Но и конечно еще более приятно, что в этих историях нет почти ни одного псевдо-персонажа, у которого словарный запас обычно ограничен двумя жестами и одной гримасой, и который говорит всякую чушь, чтобы заполнить паузы в действии. Практически все второстепенные персонажи наделены индивидуальностью, все играют как большой симфонический оркестр жизни, все создают удивительно полный и насыщенный кусочек вирутальной и в то же время правдоподобной реальности.

Что касается темы этих фильмов, то наверное, у многих людей есть родственники, жизнь которых была сломана и пущена под откос потерей близкого человека. Такие люди не могут пережить пустоту, которая остается после ухода родных, и изначально цельная осмысленная размеренная жизнь для таких людей теряет всякий смысл и превращается в бесконечный поток страданий.

Но страдания бывают разные, и приводят они к разным финалам. Так и в этих картинах, потеряв своих близких, герои мучаются своим бессмысленным существованием, но в итоге приходят к разным финалам, и делают совершенно противоположный выбор.

Первая история о смертельном счастье. 

В фильме “Against the current” (“Против течения”, 2009), созданном режиссером и сценаристом Питером Каллаханом, с Джозефом Файнсом в главной роли, показано влияние и значение семьи и дома, в котором человек вырос, на его стабильность и уверенность в жизни, на его жизненный путь. Главному герою, который страдает от смерти жены и своей неродившейся дочери, и в память 5-летия их ухода, совершает 100 километровый заплыв по Гудзону в сторону океана, помогают двое друзей. По пути следования друзья по-очереди проплывают мимо своих родных небольших городков, и заезжают в гости в свои семьи и дома, в которых провели детство.

Оба друга главного героя, и парень, и девушка, тяготятся своим прошлым, не имеют тесной связи и взаимопонимания с родителями, и кажется не нуждаются в родном доме. Он для них почти ничего не значит. Но единственное, и самое важное, что они могут получить, возвращаясь в родной дом, это сравнение. Сравнение своей прошлой жизни и нынешней, сравнение своей собственной жизни и жизни родителей, сравнение жизни людей своего поколения, многие из которых были близки с ними много лет назад.

Ни парень, ни девушка не являются более успешными, не имеют более высокий статус в жизни, чем их родители. Но это не отнимает у них надежду, не создает для них дискомфорт, а дает им силы, и показывает, что их личный выбор жизненного пути был правильным, что не все в жизни измеряется успехом и карьерой. Осознание своего места на земле дает им большее, чем работа и чем семья. Парень не счастлив в браке, девушка при кажущемся желании, все еще не имеет своей семьи, и даже постоянных отношений. Оба не особенно восторженны по поводу своей работы, и кажется находятся в стадии неопределенности в жизни и бесконечного поиска. Но за счет внутренней поддержки со стороны родного дома, за счет сравнения с жизнью своих родителей, своей семьи, для них текущий низкий общественный и семейный статус не является ни трагедией, ни источником критического дискомфорта. Нынешняя неудовлетворенность жизнью у друзей скорее является стимулом для стараний и для поисков, но никак не угетающим фактором. Все последствия успешного или лже-успешного решения своих проблем показывают им родители. Дом их счастливого и не очень счастливого детства напоминает им о правильности сделанного выбора, о том, что их собственная дорога не должна привести их к тому итогу, который демонстрируют им родители. Имея такую особую внутреннюю поддержку, друзья освобождены от погони за формальным статусом, они свободны для поиска истинных ценностей, которым и наполнено их существование.

Но главный герой, в отличие от своих друзей, находится по другую сторону линии судьбы. Он уже нашел то, что является смыслом его жизни. И он уже успел все это потерять. И главной слабостью в его жизни становится привязанность, приверженность к своей цели, к тому ощущению счастья, которое он однажды нашел. Он не хочется попрощаться со своей прошлой жизнью, она дорога ему больше, чем новая надежда в будущем.

Друзья не могут помочь ему преодолеть всю инерцию жизни в прошлом, не могут вернуть его в настоящее. Друзья еще не знают боль потери. Но и семьи, старшего поколения, которое может иметь подобный опыт, у главного героя нет. И его внутренняя борьба, и стандартные методы, предлагаемые обществом, медикаметнозное и психиатрическое лечение, не дают результата. Счастье прошлого для героя становится все более значимым, чем новая надежда и желание поиска нового счастья в будушем. Выбор героя предопределен его состоянием, и остановить его некому.

Вторая история о смертельном счастье.

Тема счастья заложена в фундамент второго фильма, “Shrink” (Психоаналитик, 2009), снятого телевизионным режиссером Йонасом Пате, с Кевином Спейси в главной роли. Усешный психоаналитик написал бестселлер на тему как быть счастливым, но сам при этом выглядит настолько несчастным, насколько Кевин Спейси может сыграть опустившегося человека, неожиданно превратившегося в алкоголика и наркомана посреди своей успешной и благополучной жизни. Всему виной самоубийство жены.

Как и в первом фильме, здесь герой окружен множеством знакомых и друзей, каждый из которых поет свою собственную песню торжеству жизни. И все вместе герои этого фильма создают потрясное кино, живое и настоящее. Они рассказываю временами веселую, временами грустную историю про то, как ежики нюхали, курили, кололись, но продолжали есть кактус, то есть жить, страдать и радоваться. Сюжет вращается вокруг крика души главного героя: у меня умерла жена, вы, сраные козлы.

Главный герой окружен друзьями, коллегами, пациентами, и просто знакомыми. Но ни общение, ни даже поддержка и советы умудренного опытом отца не спасают главного героя истории от страданий. Книга о счастье написана им, чтобы приглушить боль. И все же книга не помогает, не помогает водка, не помогают наркотики. Герой не может спать в своей постели, потому что это напоминает ему жену, прошлую жизнь, счастье, которое он потерял и не смог защитить. Под вечер он доводит себя до забытья и засыпает где угодно, только не в постели.

А вокруг него продлжается жизнь, люди крабкаются на вершину успеха, через муки творчества, через постель с нужными особами, через жескость и практичное отношение к казалось бы святым и основополагающим вещам. Весь фильм наполнен очень интересными зарисовками о мире кинопроизводства, о молодых и стареющих звездах (прекрасная небольшая роль Робина Уильямса), о циничных и невротических скотах-продюсерах и о хорошо обученных, но бесплодных сценаристах, пускающих слюну от свежего сюжета и настоящих чувств, о тесном и холодно-безразличном мире, в котором единственный человек, который знает всех и которому все рады — это торговец наркотой.

И лишь случайное событие, некачественная травка, которая приводит героя на грань жизни и смерти, исцеляет его. Побывав на самом краю жизни, почувствовав холодный вкус смерти, герой особождается от своих страданий о потерянном счастье. Рассекая свои раны до кости, переходя черту существования, человек на мгновение переходит в состояние, когда впереди уже ничего нет.

Сравнив глубину своей личной трагедии с глубиной вечности, некоторые люди решают вернуться, оставив в вечности часть своей боли. После такого путешествия гниющая рана очищена от гноя и остается уродливый рубец в душе, как напоминание о прошлом. Напоминание об утраченном счастье, которое не вернуть. Но этот рубец уже не открытая рана, он не мешает человеку отправиться в новый путь в поисках нового счастья. Пршлое уже не висит камнем на шее, прошлое говорит, что надо опять идти вперед.

Заключение.

Такие грустные комедии, такие смешные драмы. Смешные, потому что люди не могут выразить глубину своей трагедии, не могут показать миру свою настоящую драму, и они показывают всем свою фальшивую драму, которая выглядит как болезнь (наркомания и алкоголизм), как чудачество (переплыть Гудзон), как ложь (книга о несчастном счастье). Или многие могут сказать, что все это выглядит как комедия о потере наивности. Люди пытаются заглушить боль в вине, наркотиках, новых интрижках с женщинами (мужчинами), в сеансах у психоаналитиков, в бессмысленной активности, в призрачной полноте жизни и в недоставляющих удовольствиях.

В этом мире тот, кто тонко чувствует происходящее, тот и виноват. Виноват в том, что он такой чувствительный в реальном мире, где острые чувства, на пределе возможностей, на грани дозволенного, не приемлимы, не разделяемы, не нужны.

P.S. Я этой зимой посмотрел на редкость много классных фильмов, которые радуют мою душу, мой разум и мое сердце. Я не скажу что это шедевры, или какие-то значительные и эпохальные картины, но эти фильмы действительно обагатили меня, не только развлекли, но и оставили след. Такие фильмы я пересматриваю по нескольку раз и не перестаю им удивляться. Это уникальные произведения искусства, ручная работа, а не штамповка. И в них заложено что-то про меня и для меня. 

Advertisements