Кино можно разделить на жанровое и идейное.

Жанровое кино – это фаст-фуд, готовая пища – разморозить, подогреть и проглотить, история развивается по законам жанра, ожидаемо и прямолинейно, мозги зрителя не должны работать и что-то пережевывать, все просто и понятно, нужно только открыть рот (глаза) и проглотить готовую пищу чтобы получить удовольствие.

Идейное кино – это даже не еда, это еще живой зверь, которого еще нужно поймать, разделать, и приготовить. Мозг зрителя идейного кино должен обязательно быть в наличии и работать на 100%, иначе пища не получится, рот забъется шерстью и кишками. Если произвести мысленную работу над формой и смыслом идейного фильма, зритель получит высшее удовольствие от шикарного эксклюзивного блюда, которое зритель приготовил сам, додумался, развил идеи авторов и прочувствовал все до мелчайшей косточки, хряща и является полноправным со-автором этого уникального шедевра кино-кулинарии. Без включения собственных мыслей и работы мозгов, зрителю придется выплюнуть всю эту несъедобную и неготовую к употреблению массу идейного кино и уйти неудовлетворенным в соседний зал кинотеатра, где подают “нормальное” жанровое кино.

Даже если идейное и жанровое кино смешивается авторами в единый продукт, то все равно можно выделить основу, с чего началось создание этого конкретного фильма, с высокой идеи или с жанровой заготовки.

Темы жанрового кино известны – мелодрама и любовь, комедия и смех, боевик – сила, ловкость и удача, ужасы – страх и сомнения, детектив – загадка, приключения, детские сказки, биографии – как человек идет по жизни, катастрофы и уникальные масштабные события, фантастика – поиск неведомого и тд. Темы идейного кино – это сама жизнь и все вопросы, которые волнуют людей в жизни.

Так что же предлагают переварить мыслящим зрителям авторы идейного кино в наше время, в 2011 году на примере фестиваля в Каннах (из статьи на РБК), из конкурсной программы, названия указаны по алфавиту:

Европа:
1. «АПОЛЛОНИДА — ДОМ ТЕРПИМОСТИ», Бертран Бонелло, о последних днях одного из парижских публичных домов начала XX века,
2. «АРТИСТ», Мишель Хазанавичус, о звезде немого кино,
3. «ГАВР», Аки Каурисмяки, история бывшего писателя, а ныне чистильщика сапог, желающего помочь юному беженцу из Африки,
4. «ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ», Паоло Соррентино, история стареющего рок-певца из Дублина, который едет в США отомстить за отца,
5. «ЖЕНСКИЙ ИСТОЧНИК», Раду Михайляну, о жительницах деревни в Северной Африке, которые отказывают мужчинам в сексе, пока те не наладят водоснабжение,
6. «КОЖА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ», Педро Альмодовар, о мести пластического хирурга насильникам своей дочери,
7. «МАЛЬЧИК НА ВЕЛОСИПЕДЕ», Жан-Пьер и Люк Дарденны, о мальчике, который ищет отца, когда-то сдавшего его в приют,
8. «МЕЛАНХОЛИЯ», Ларс фон Триер, героиня выходит замуж в преддверии глобального катаклизма – к Земле приближается планета под названием Меланхолия
9. «МИХАЭЛЬ», Маркус Шляйнцер, история о нескольких месяцах жизни взрослого мужчины и мальчика, Шляйнцер был вдохновлен историей Наташи Кампуш, девочки, восемь лет жившей в заточении у маньяка и сумевшей убежать.
10. «НАМ НУЖНО ПОГОВОРИТЬ О КЕВИНЕ», Линн Рэмси, о маме мальчика, устроившего резню в школе,
11. «ПАТЕР», Ален Кавалье, об отношениях между режиссером и актером,
12. «ПОЛИС», Майвенн Ле Беско, о женщине-фотографе МВД, делающей репортаж о подразделении по работе с несовершеннолетними,
13. «У НАС ЕСТЬ ПАПА», Нанни Моретти, о папе римском и его душевном равновесии Моретти играет папского психоаналитика,

Америка
14. «ДРАЙВ», Николас Виндинг Рефн, о голливудском каскадере, который по ночам работает шофером у бандитов
15. «ДРЕВО ЖИЗНИ», Терренс Малик, о мальчике, живущем в Техасе в середине 50-х, о его взрослении и отношении к родителям,

16. «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА», Джулия Ли (Австралия), история о студентке¸ решившей подработать и откликнувшейся на странное объявление,

Азия
17. HANEZU NO TSUKI, Наоми Кавасе, о людях, живущих в местности Асука, рядом с горами, по преданию населенными богами,
18. «ОДНАЖДЫ В МАЛОЙ АЗИИ», Нури Бильге Джейлан, герой ленты – провинциальный врач
19. «ПРИМЕЧАНИЕ», Йоссеф Седар, о соперничестве двух крупных ученых, отца и сына,
 20. «ХАРАКИРИ. СМЕРТЬ САМУРАЯ», Такаси Миике, ремейк «Харакири» Масаки Кобаяси, ленты 1962 года, о желании безработного самурая покончить с собой

В целом можно сказать, что идейное кино – об одном дне и о вечности, об одном поступке и о судьбе, о знакомом и о неведомом, о силе и о слабости, о гордости и унижении, о ненависти и любви. 

Живот набитый пищей жанрового фильма дарит тепло только пару часов, и единственное спасение – кушать без остановки, превращаясь из человека в ожиревшую тушу. Я смотрю много идейного кино, чаще недоволен всей этой идейной кулинарией, в которой автор то ли не знает что сказать, то ли не умеет, но когда удается найти бриллиант идеи, я счастлив не час и не день, а неделю и больше. А Вы смотрите идейное кино? 

Advertisements