Я фанат Зака Снайдера. Мне нравится все что он сделал, и “300 спартанцев” (“300”, 2006), и “Хранители” (Watchmen, 2009) и теперь “Запрещенный прием” (Sucker punch, 2011).

Если Вы хотите увидеть современный фильм о войне, смотрите Снайдера. Военная тема будущего невероятно, идейно и образно раскрыта в его фильмах. Это не воспоминания о прошлом, не прославление героев давно прошедших битв, это не оправдание текущих войн. Снайдер намеренно снимает комиксы, делает слишком красивую картинку, чтобы происходящее на экране не было правдой. Фильмы Снайдера – это именно тот вариант идейного фильма, где серьезные и глубокие идеи спрятаны в конфетную обертку массового искусства. Все его фильмы – это создание образа нового героя войны, это поиск и обретение нового смысла для сражений будущего, как и за что воевать, если воевать придется. В его фильмах идей больше, чем во всех фильмах о войне и войнах, снятых за последние годы.

Факты говорят о том, что “Запрещенный прием” был прохладно встречен зрителями, не имел коммерческого успеха, и был осужден как критиками так и зрителями за отсутствие идеи, за превышение стиля над смыслом. Как такое может быть? Идейный фильм без идеи? Возможно что-то важное Снайдер забыл добавить в фильм, отчего история потеряла свою логику и фильм превратился, как сказали многие зрители, в калейдоскоп сцен из компьютерных игр?

Я не могу сказать, почему Снайдер в этом фильме добивался именно такого эффекта, эффекта противопоставления себя аудитории, эффекта усложнения восприятия, эффекта образной избыточности и перенасыщенности, эффекта высокой требовательности к зрителю. Возможно он пошел на этот шаг, запутал и усложнил образы, потому что слишком много прямолинейной пропаганды в фильмах про войну и все от нее устали? Потому что если хочешь сказать что-то новое, без пропаганды, то в лоб сказать не получится и придется усложнять, идти окольным путем? Ведь снимая фильмы о войне, слишком многое хотят вдолбить зрителю напролом, безальтернативно и методично, до тошноты и неприятия всех тех идей, ради которых снимаются фильмы про войну.

Возможно, Снайдер хотел, чтобы его действительно поняли, поэтому он сделал “Запрещенный прием” максимально непонятным. Зритель должен сам найти в этом фильме правду, и если зритель эту правду найдет, то это станет его личной, персональной, выстраданной правдой. В этот раз, в фильме “Запрещенный прием”, Снайдер, в отличие от “Спатанцев” и “Хранителей” ничего не объясняет, он пытается воздействовать на зрителя только силой образов, которые словно матрешки, оказываются не тем, чем кажутся вначале, и следует открыть все матрешки до конца, чтобы начать понимать.

Опять можно пожаловаться на перевод оригинального названия фильма, ведь Sucker Punch – это никакой не Запрещенный прием, это “Удар молокососа”, или “Сила Слабого”, если говорить образно.

Лозунг фильма – “Ты не будешь готов”, это не констатация факта и не приговор совеременному обществу. Это вызов, который могут принять смелые, и их будет не мало. Я не буду перечислять те идеи о Силе Слабого, которые есть в этом фильме, они слишком красивы, и слишком просты, чтобы в них поверить без просмотра фильма. Смотрите, и может быть именно Вы попадете в те самые 13,7% зрителей, которые были в восторге от увиденного, и назвали фильм хитом.

За детской игрой в солдатики и драконы, за неправдоподобным противопоставлением женской хрупкости и мужской жесткости, за слишком неоднозначным призывом верить в свою собственную реальность, чтобы найти силы преодолеть ад вокруг себя, кроются глубокие и свежие идеи.

Каждый слабый может стать сильным не только в своем воображении. Но готов ли каждый заплатить за свою силу ту особенную цену?

Advertisements