Осеннее ралли 2009 было в золоте с самого начала сентября, в течение ралли золото выросло на 25-30%, и пик ноября выше 1200 был объявлен многими экономистами, в том числе и Рубини, как пузырь 🙂 (где-то у меня есть заметка о споре Рубини и Роджерса, где Рубини объявляет поход золота выше 1250 блефом и пузырем). Индекс доллара упал к 75 до конца осени 2009, к этому времени ралли на фондовых рынках показало новый годовой максимум, и сырье, в начале отстававшее от валют и золота, в конце ноября 2009 установило новые максимумы.

Чем 2010 отличается от 2009? Рубль не растет вместе с золотом, Brent пока ведет себя очень похоже (снижается с перспективой повышения и к концу осеннего ралли?), а серебро лучше (потому что летом 2010 не было провала). Что кардинально меняет картину 10 к 09 это трежерис. В прошлом году ставки снизились на 0,7% – с 3,9% в июле до 3,2 в ноябре, теперь же падение с июльских максимумов 10 года составляет 4,0-2,6=1,4%, то есть в два раза больше! О чем это говорит? Спектр потенциально выгодных активов для инвестирования сокращается, где-то исчерпан лимит роста, где-то – лимит надежности. Инвесторы не верят в дальнейший рост развивающихся рынков, в дальнейший рост большинства национальных валют и сырья. Горлышко возможностей сужается. На что это похоже? Не буду говорить, что это похоже на дефляцию, скажу – это похоже на неопределенность в высшей степени. Может быть это временно.

И мое необоснованное предположение: дальше яснее не будет, из этого роста нет иного выхода, кроме обновления минимумов через некоторое время, но, конечно, для такого сценария необходимы существенные изменения в политике и экономике. Растущее напряжение в торговле США-Китай, новая конфигурация власти в Америке, и новые проблемы в Европе – это и есть те потенциальные изменения, которые могут усилить неопределенность, и направить рынки к “бесценным и исключительным” активам (таким как трежерис, золото и серебро), игнорируя сценарии роста реальной экономики.